Дмитрий Козлов: «Мне интересно заниматься медициной. Иначе я не посвятил бы ей 20 лет жизни»
Дмитрий Николаевич Козлов, основатель крупной сети медицинских центров «Новий Зір», отметившей в этом году свое 14-летие: «Об офтальмологическом бизнесе, собственных инсайтах и важности человеческих ценностей»
Я начал заниматься бизнесом в 90-е годы. Это было время перемен, время новых возможностей. Мне предложили работу директора частной клиники. И хотя до этого у меня был собственный бизнес, я решил попробовать.
В 1999 году мы открыли первую офтальмологическую клинику в Украине и это был прорыв. У нас было серьезное оборудование, которого не было на тот момент в Украине. Новая услуга – лазерная коррекция зрения. И первый пациент на лазерную коррекцию – брат моей супруги. Но оказалось, что есть много противников открытия такой клиники. Пришлось серьезно бороться за право на существование.
Когда я стал директором офтальмологической клиники, то сразу ощутил это. У меня появился статус. Это была клиника, которую знала вся страна.
Во время работы на должности директора, я познакомился с главным врачом клиники – Пархоменко Георгием Яковлевичем. У нас во многом совпали взгляды. Мы видели клинику современным медицинским учреждением с передовым оснащением и новейшими технологиями. Мы хотели, чтобы наши врачи могли посещать международные конференции и осваивать передовые методики. Но собственники не пошли навстречу нашим предложениям. Поэтому мы решили уйти и сделать свое. Так появился «Новий Зір».
Открываться нужно ярко. Когда мы запускали медицинский центр «Новий Зір», у нас было самое лучшее оборудование. И сейчас мы тратим огромные средства на покупку новейших приборов и оснащение. У нас у первых в Украине появилась фемтолазерная хирургия. Часто оборудование, которое мы приобретаем, – не окупается. Но мы постоянно все модернизируем, потому что так делают в цивилизованных странах. Хотя с ростом курса доллара это становится все сложнее. Ведь все лекарства, препараты, оборудование – все идет в валюте.
Я изначально планировал открыть сеть клиник, чтобы охватить все областные центры. Мы запустили 7 клиник, но остановились в 13-м году, потому что при сложившейся на тот момент ситуации, это было бессмысленно.
«Обидно, что многие ездят лечиться за границу. У нас отличная медицинская школа и наши врачи-хирурги во многих вопросах лучше западноевропейских»
Когда запускали первую клинику «Новий Зір», появилась идея открыть центр в Ливии. Там очень любят украинскую медицину, именно офтальмологическую, считая ее лучшей в мире. И сейчас там успешно функционирует филиал нашей клиники. Хотя события, которые произошли в той стране, сильно затормозили этот процесс.
Обидно, что многие ездят лечиться за границу. У нас отличная медицинская школа и наши врачи-хирурги во многих вопросах лучше западноевропейских. Прежде всего, потому, что объем операций у них больше, и опыта больше. Не зря наши хирурги выступают на конференциях с докладами, делятся опытом.
Сейчас лазер купить гораздо проще, чем тогда, и открыть клинику проще. Поэтому сегодня так много маленьких небольших офтальмологических кабинетов. Но я бы десять раз подумал, кому доверить свои глаза: недавно открывшейся клинике или медицинскому центру, у которого опыт работы 14 лет.
Я всегда хотел выйти за пределы Украины. И у меня есть идея и стремление развиваться на Запад. Я считаю, что наши врачи, которые столько лет потратили на обучение, у которых колоссальный опыт – должны зарабатывать больше.
«Наш успешный тандем с моим партнером – главным врачом Пархоменко Георгием Яковлевичем, – позволил нам быть конкурентными на рынке все 14 лет»
В Европе врач получает в 10 раз больше. И когда ты видишь опыт мировой практики, то понимаешь, почему так происходит. Они просто на всем экономят. Оборудование они получают в лизинг, не тратят деньги на рекламу, потому что у них все лечатся по страховой. У нас же разговоры о страховой медицине ведутся уже 20 лет
Наш успешный тандем с моим партнером – главным врачом Пархоменко Георгием Яковлевичем, – позволил нам быть конкурентными на рынке все 14 лет. Он прекрасно знает свое дело и мне кажется, что я неплохо знаю свое. Ведь частная клиника – это все равно бизнес. Оборудование нам на голову не падает. Нужно с чего-то его покупать и решать много других вопросов.
Наша сила – в наших врачах. Мы гордимся ими. У нас в сети клиник – 9 кандидатов медицинских наук. Наши специалисты постоянно посещают европейские конференции с докладами и выступлениями. И я поддерживаю эту практику. Это дает им возможность развиваться и быть в курсе всех передовых технологий.
Наша клиника часто является конечной инстанцией, к нам идут за последним вердиктом. Даже сегодня ко мне приходил товарищ и привел знакомого, чтобы окончательно утвердиться с диагнозом. Но почему не прийти сразу? Почему к нам приходят, когда нужно что-то исправлять? Потому что у людей часто нет денег. А если бы была страховая медицина, то человеку было бы все равно.
Я никогда не думал, что такой терпеливый. За годы руководства большим коллективом открыл в себе такое качество. И умею неплохо договариваться с людьми. Многие сотрудники работают со мной уже не один десяток лет и я считаю это серьезным достижением.
«Я никогда не думал, что такой терпеливый. За годы руководства большим коллективом открыл в себе такое качество»
Прежде чем принять какое-то решение, лучше сделать паузу и перенести это на следующий день. Решения нельзя принимать в сердцах, на эмоциях. Я всегда говорю: «Давайте успокоимся. Переспим ночь. Не нужно нервничать и спешить».
Я, конечно, волнуюсь за свой бизнес – это мое детище, но стараюсь этого не показывать.
После того, что я пережил в 90-х годах, у меня нет боязни перед чем-то новым. Конечно, есть страх потерять деньги, но как человек, который терял их уже неоднократно и снова зарабатывал, могу сказать, что этот внутренний психологический барьер пройден.
Чтобы не бояться начать свой бизнес, нужно все-таки ощутить, что такое потерять деньги и, может даже, не один раз. Это очень тяжело, но для опыта очень полезно прочувствовать, как это – подниматься с нуля. Хотя в третий раз уже не хотелось бы).
«Сила в команде. Но и себя я со счетов не списываю. Ведь именно руководитель подбирает команду»
Мне интересно заниматься медициной. Иначе я не посвятил бы ей около 20 лет своей жизни. При всех моих способностях и возможностях, я бы точно нашел, чем заниматься. Но обычная торговля – это скучно.
Я могу поехать отдыхать и быть спокоен за клинику. Персонал и без меня знает все, что нужно делать. Механизм отлажен. Значит я хороший руководитель, и сделал все правильно.
Управляя людьми, нужно уметь балансировать. И это на самом деле искусство.
Я всегда учусь. Если человек перестает учиться, он не развивается. Нужно постоянно загружать мозг чем-то новым. А сейчас пошел такой ритм жизни, что мы даже не успеваем на все реагировать. Поэтому приходится вот, например, обучаться интернет-маркетингу, чего раньше не было. Да, ты не можешь стать профессионалом во всем, но должен иметь представление, чтобы составить собственное мнение.
Сегодня такое время, когда нужно уметь говорить, представлять себя, свой товар, навыки, скилы. Без этого ты уже никому не нужен. У меня в школе был любимый предмет – история. И преподаватель учила нас не столько знанию предмета, как искусству говорить: своими словами, с вступлением, выводами. Я за это ей благодарен всю жизнь.
Если бы я открывал клиники сейчас, то строил бы их «с нуля». Это то, о чем я жалею. Чтобы было все по правилам: с большими коридорами, несколькими операционными. И всем было бы удобно: и врачам, и пациентам. Но до 2008 года это было очень сложно, тогда недвижимость росла в цене и земля стоила безумных денег. Поэтому брали из старого фонда. Приходилось перестраивать, а это всегда тяжелее, чем строить.
Хочу, чтобы меня наградили за развитие офтальмологии в Украине. Потому что я, на самом деле, много всего сделал для этой сферы. Хотя это звучит не очень скромно, но если бы мы не открыли нашу клинику, не началась бы конкуренция, не пошло бы развитие. В итоге все потихонечку подрастают и отрасль развивается.
Совет, который я бы дал себе в юности: «Не принимать все близко к сердцу». Да, я и сейчас могу его себе дать. Не нужно через себя все пропускать, потому что рано или поздно все меняется. Пока ты живой и здоровый – это уже немало.
«Я вижу нашу клинику в будущем богатой: с нормальными помещениями, красивыми окнами, хорошей вывеской, парковкой – все как надо и как должно быть»
Наша клиника поддерживает много социальных благотворительных проектов. И это наша с главным врачом инициатива. Мы в свое время решили, что будем этим заниматься и ни разу об это не пожалели. Хотя благотворительность сама по себе – вещь неблагодарная. Но мы это делаем для себя. Это наше сознательное решение.
Нужно жить по совести – это основное мое правило, чтобы потом было не стыдно за свои поступки.
Я вижу нашу клинику в будущем богатой: с нормальными помещениями, красивыми окнами, хорошей вывеской, парковкой – все как надо и как должно быть.